С самого первого момента, когдая
познакомился с Flash, меня не покидало ощущение, что где-то я уже этовидел.
Что-то до боли знакомое я видел в каждом навороченном Flash-сайте сбегающими
менюшками, разворачивающимися кубиками, летающим фоном, выпрыгивающими текстами
и мельтешащими фотографиями. Ночей не спал, завтраки не ел, пил
только чай, пока наконец меня не осенило - да это же самые настоящие
компьютерные игры. Стоить вспомнить Starcraft, Civilization или Quake, как
сразу же становится ясным - компьютерные игры и Flash-ролики делались одними
руками, или во всяком случае - на одной идейной и принципиальной базе. И в играх и в Flash-роликах мы
натыкаемся на навороченные "заставки", которые призваны "снести
башку" пользователю и заманить его на сайт, на игру. Пройдя заставку с
помощью "Skip Intro", мы получаем полный набор всевозможных текстур,
мелькающих менюшек настройки, "оригинальных" интерфейсов с
футуристическими линейками прокрутки, кнопочками, окошками, текстами со
шрифтами, которые едва можно разглядеть в микроскоп. В наушниках нас оглушает
"крюютая" музыка, а при каждом выборе мышкой, что-то непременно куда-то въезжает, откуда-то выезжает и при
этом издает какое-нибудь скрипение или звоночек. История метаморфозы. Пользователи и разработчики Web
изначально стремились оживить скучные статические web-страницы. Сначала это
делалось с помощью анимированных гифов, потом на помощь пришёл JavaScript. С началом коммерческого бума в
Интернет Web перестал быть тихой гаванью физиков-теоретиков и
студентов-любителей. В Web хлынули деньги инвесторов, которые привратили его из
академического опыта в индустрию. В индустрию с большими деньгами. И в эту
индустрию потянулись дизайнеры из других сфер. Они быстро оценили, что
"HTML никуда не годится, а броузеры вообще показывают страницы как хотят,
текст и графика на белой странице - слишком скучны для развалившегося на
дивание среднестатистического Тома Пупкина". Крюютым дизайнерам чего-то не
хватало - простейшие анимации давались ценой построения сложнейшего кода,
который к тому же еще и не всегда на всех броузерах работал. Но если есть спрос, рано или поздно
предложение появится. Таков закон рынка. А в Web-е отныне правили законы рынка,
а не технологий. Вот тут-то и появляется Flash. Все проблемы с совместимостью,
изощренным программированием - разом забыты. Впервые web-мастером может себя
назвать человек, который не знает ни строчки HTML/JavaScript. Крюютые дизайнеры
ликуют! Цена желания. Flash позволил в полную силу
пользоваться своими талантами дизайнера компьютерных игр для создания
Web-сайтов. Flash быстро перешел границы анимированных баннеров и элементов
навигации. Во Flash теперь делают целые web-сайты. Постойте, постойте - я
сказал web-сайты? Но почему считается, что Flash-ролик имеет отношение к
Web-дизайну? Только потому что Flash-ролик закачивается из Интернет с помощью
броузера? Так ведь Flash-ролики уже давно используются отдельно от броузера -
их распространяют на компакт-дисках. Да в принципе их можно распространять на
чем угодно - хоть на 5-тидюймовых дискетах: получил по почте, вставил в
компьютер, загрузил Flash-player и смотри на навороты без всяких броузеров и
Интернетов. Вот тогда и станет ясно - что Flash - это одно, а web-дизайн -
совершенно другое. С приходом IE в броузере стало
возможно запустить все, что угодно: документы Acrobat, таблицы Excel, удаленный
терминал VNC, ролик QuickTime, схему AutoCAD-а, Java-апплет. Но никто же не
станет относить программирование Java-апплетов или верстку документов в Acrobat
к web-дизайну только на этом основании? Название книжки "QuickTime и
Web-дизайн" кажется нелепым, а название "Flash и Web-дизайн"
почему-то раскупается на ура. Самое интересное, что Flash-мастеры
больше всего ненавидят сам броузер со всеми его кнопочками, менюшками и
адресной строкой. Они непременно стараются раскрыть свой ролик во весь экран
или в окошке-рамке без каких-либо элементов управления. Именно то же самое делают
разработчики игр: если вы запускаете игру - то она непременно раскроется на
весь экран - захватит все ваше экранное пространство, чтобы вы уделяли внимание
только ей - игре (Flash-ролику) - и не отвлекались на всякие другие неважные
задачи. Чужой среди своих. Flash чужд Web-у. Flash-ролик: - не индексируется поисковиками
- на отдельный фрагмент не сделаешь ссылку или не поставишь закладку
- невозможно отключить картинки
- невозможно увеличить размер текста
-
невозможно "открутить" ролик назад, кнопка Back не работает
-
для внесения любых, даже мелких, изменений требуется перекомпиляция
всего ролика, а значит и наличие специалиста
Так что, давайте оставим Flash-у то,
для чего он был сделан - баннеры и менюшки. Не поддавайтесь искушению
превратить Web "в одно сплошное телевидение".
Источник: www.webmascon.com |